За примерами существования таких
способностей в природе - способностей, обеспечивающих вполне
удовлетворительные результаты, не надо далеко ходить. Почтовый голубь,
увезенный от родной голубятни за сотни миль, безошибочно возвращается домой, и
ему не нужно для этого ни разума, ни предыдущего опыта полетов над незнакомой
территорией, которую ему предстоит пересечь. Пчеле не нужно ни разума, ни
компаса, чтобы определить кратчайший путь к своему улью над горами и лесами.
Иволге также не нужно учиться строить свое хитроумно сплетенное гнездо. Эти и
многие другие инстинкты неразумных животных надежны в своих пределах точно так
же, как в определенных пределах надежен человеческий разум. Насколько именно надежно
то и другое, в каждом случае определяется только опытом. Соответствие
последующего опыта ожидаемым результатам является единственным критерием
проверки ценности любой способности.
Значительная часть мудрости
заключается именно в том, чтобы научиться проверять то, что сообщают чувства,
на опыте, иначе говоря, тестировать в лаборатории жизни точность наблюдений
и основанных на них заключений. Особенно важно уметь делать это мысленно, не
проходя через медленный и обычно болезненный процесс физической проверки.
Великий мудрец Джордано Бруно
убедился в этом в очень молодом возрасте. Глядя издали на вулкан Везувий1, казавшийся лишенным всякой растительности, он
мечтал попасть туда и посмотреть на эти безжизненные склоны вблизи. Наконец
такая возможность представилась, и он покинул знакомые с детства поля и
виноградники. Каково же было его изумление, когда, достигнув далекой горы, он
нашел ее склоны покрытыми растительностью! А когда он оглянулся туда, откуда
пришел, родная земля показалась ему такой же голой и бесплодной, какой издалека
виделась могучая гора. Этого урока он никогда не забывал.
Так Бруно научился не доверять
сообщениям органов чувств, а впоследствии тщательно разработал способы проверки
и испытания точности всех сенсорных впечатлений. В результате он стал
величайшим ученым своего времени, немало способствовал отказу от
аристотелевской системы философии и утверждению гелиоцентрической астрономии.
Его достижения доказывают то, что он нашел истинный метод мудрости.
Он стал великим потому, что в юном
возрасте понял очень важную для всех нас вещь: мы постоянно неверно
истолковываем наши сенсорные впечатления и, несмотря на все наши попытки
проверять одни из них другими и подвергать их разумному анализу, ежедневно
выводим из их сообщений неверные заключения.
Так, мы видим знакомое лицо на
другой стороне улицы, подходим, чтобы поздороваться, и обнаруживаем перед собой
совершенно чужого человека. Ошибка. Или мы слышим звук и заключаем, что он
пришел из далекого источника; но проверка показывает, что источник находится
совсем рядом - просто звук очень слаб. Другая ошибка.
До сих пор мы говорили о сообщениях,
полученных от физических органов чувств. Теперь нам нужно обратиться к заявлениям,
поступающим от чувств сверхфизических, ведь некоторые люди утверждают, что они
способны проверять впечатления физических чувств впечатлениями, полученными из
других источников. Они также уверяют нас, что смогут выводить правильные
заключения без обычного процесса рассуждения. Как истинность, так и надежность
таких впечатлений и заключений нужно подвергнуть такой же самой проверке. Их
ценность - как и ценность обычных заключений - можно определить только на
опыте.
Мы только что установили единственное
оправдание принятия отчетов физических чувств и обычных рассуждений в качестве
основы для наших действий. Их можно принимать, если вытекающие из них
заключения совпадают с последующим опытом. К.К.Заин
Источник: http://www.green-door.narod.ru/zainbook1.html#1 |