Т. Субба Роу
ЧТО ТАКОЕ ОККУЛЬТИЗМ
(Из журнала "Word", январь 1905)
Субба Роу — известный индийский брахман и пандит,
живший во второй половине XIX века.
Между древним и современным оккультизмом нет разницы.
Насколько мне известно, всё истинно "оккультное" основано на тех же
принципах, хотя термины, в которых это выражалось, менялись на
протяжении веков.
Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость,
которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы
вместе с их приложением по всей вселенной.
Поскольку истина одна, её учения неизбежно должны находиться
в согласии со всеми фактами, доказанными наукой — древней или
современной. Далее, они должны объяснять и все факты истории, или
законы, управляющие отношениями людей между собой, все мифологии,
а также то отношение, в котором человек состоит с остальной
вселенной.
Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах
вселенной, а также всех вещей в ней.
Заметная разница между оккультной и современной наукой состоит
в том, что первая работает с силами и материалами природы в их
естественном состоянии, в то время как последняя использует их в
отдельности и в ограниченном состоянии низшего плана их проявления.
Например, оккультист использует невидимые силы природы сами по
себе, когда хочет произвести потоки тепла, электричества и тому
подобное — то есть как элементы в их высших и более духовных
формах, в то время как учёный должен обращаться к такому материалу
как свет, вода и прочее, для чего ему, прежде чем приступить к
проведению экспериментов, сначала приходится, взяв их в том состоянии,
в котором они существуют на низшем материальном плане, расщепить их
на то, что называется простыми веществами.
Оккультист рассматривает всю природу как единое целое, а всё
разнообразие относит на счёт того, что единство это состоит из
проявлений различных уровней или планов, восприятие которых
зависит от развития воспринимающего.
Он считает, что единый закон, проникающий все вещи — это
эволюционное развитие, движущееся вверх до первоисточника эволюции
— божественного логоса; потому известный нам ныне человек способен
на почти бесконечное развитие.
Также он верит в абсолютное первоначальное единство всех форм
и способов существования, и в то, что все формы материи взаимозаменяемы
— точно как лёд может быть превращён в воду и наоборот. Отвергая
идею чуда, он считает, что развитый человек может достичь
дополнительных способностей восприятия и действия, приобретая таким
образом способность управлять элементами...
Веря, что природа и её законы — одно, оккультист знает, что
всякое действие против этих законов встретит противодействующие
силы и будет уничтожено; потому развивающийся человек должен, если
хочет достичь божественности, стать сотрудником природы. Для этого
ему следует учиться соответствию природе. Оно приведёт его к тому,
что его действия станут неизменно благотворными и будут неуклонно
преследовать высшее благо — ведь то, что называется "добром" — лишь
действие, производимое в соответствии с единым законом. Потому
оккультизм даёт рациональную основу для праведности, какой не может
дать никакая другая система, ведь он возводит нравственность в
космический закон, а не основывает её на поверии. Более того,
осознание единства природы ведёт оккультиста к признанию того, что
та же единая жизнь, проникающая всё, действует также и в нём самом;
таким образом он приходит к тому, что совесть — это не просто
критерий правильного и неправильного, а зародыш высшей способности
восприятия, свет, который поведёт его по пути, в то время как в воле
он признаёт силу, способную к неограниченному возрастанию и
расширению.
Все мифологии — это картинные представления законов и сил
природы, также как вероисповедания — лишь частичные выражения
универсальной истины, и интуитивным изучением древнейших из них
приобретается оккультное знание. Это знание в чистом виде
передавалось с незапамятных времён от учителя к ученику и тщательно
охранялось от злоупотреблений — в передаче его отказывалось,
если претендент на деле показал его непонимание и способность
злоупотребления им, ведь очевидно, что попади оно в руки злонамеренного
или невежественного человека, его применение повлекло бы неизмеримый
вред.
Нынешние отчёты об экспериментах по чтению мыслей,
психометрии, ясновидению, месмеризму, спиритизму и тому подобному
демонстрируют, что есть все основания верить, что человеку присущи
силы и способности, о которых люди не могли и подозревать.
"Чудеса" оккультиста — это результат научного развития и
достижения совершенного контроля над подобными силами. ...
Тайная мудрость — это основа всех древних философий и религий —
индийской, египетской, халдейской, зороастрийской, греческой и прочих.
Её следы обнаруживаются в каждой стране и эпохе, и не может быть
большей ошибки, чем полагать, что реальность её зависит от какого-то
единственного авторитета. Её посвящённые и адепты образуют
непрерывную цепь преемственности с самого раннего появления
человека на этой планете; их организация сегодня практически та
же, что была и тысячи лет назад. В нынешнее время она вызывает
большее движение в общественной мысли, чем было это на протяжении
нескольких веков, и многие воображают, что это нечто новое. Это не
так. В некоторые времена года день дольше, чем в другие, так же и
божественный свет мудрости в некоторые циклы распространяется шире.
Для имеющих глаза, чтобы видеть, занялся более яркий свет, но
свет не прекратится от того, что лишь немногие обращаются к нему, а
многие его и презирают, тогда как другие толкуют его превратно и
пытаются убедить себя и остальных, что повсюду лишь тьма.
Перевод K. Z.
Источник: http://www.theosophy.ru/subbaocc.htm |