Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит к
греческому chemeia от арабского cheo (лью, отливаю), что указывает на
связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование
происхождения слова «Алхимия» — от египетского иероглифа «хми»,
означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам.
Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла
алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин
«алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию)
неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и
заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась
на представлениях греческой философии о том, что материальный мир
состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при
определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей
средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с
помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания
(трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов,
который должен был обладать свойством превращать в золото не только
серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д.,
носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от
араб. аль-иксир — философский камень). Он также именовался философским
яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство
должно было не только облагораживать металлы, но и служить
универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток,
должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять
жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим
свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело
способность превращать в серебро все неблагородные металлы.
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало
своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и
поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды
алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение
«герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать
«простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми
вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка
Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая
называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что
родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона,
поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали
греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии.
Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта
теория была подробна разработана греческими философами, такими как
Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана
Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре
элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем
элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и
заложили фундамент того что принято называть алхимией. Триада алхимиков
- сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли
являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался
как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому
качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль
- тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов -
тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов
то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент
воды и воздуха, а Соли элемент земля.
Важнейшие алхимические знаки
Сера и ртуть рассматриваются как отец
и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера
обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность
и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На
основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде
уробороса (гностического змея) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.
Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему
естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом
должно критически отнестись к многочисленным рукописям
алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью
схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке,
что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах.
Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём
эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени
возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической)
химией к концу 18 - началу 19 вв. привела к становлению химии как
науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того
времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка
алхимии - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости
- едва ли может быть названа ложной. В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления
творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим
иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена
тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные
представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской
литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность
алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в
котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно
поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая
магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там
же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная
магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во
многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков
(например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и
др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться
теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник,
схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный
христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление,
сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков. Лукас Йенский Уроборос из книги "Философский камень"