В алхимии процессы очищения, ферментации и возвышения соответствуют объединению тела и сознания и их восшествию на престол понимания. В процессе очищения тело испаряется, превращаясь в дух, а дух, сконденсировавшись, снова превращается в тело, таким образом их сочетание дает духовное тело. "Первородная грязь", очищенная из тела, иногда называется "внешней серой". Некоторые алхимики считают, что все состоит из двух родов серы - внешней и внутренней. Внешняя сера - пахучий и грязный шлак, который должен быть удален. Чистая же внутренняя сера существенно важна для изготовления Камня. Для более ортодоксальных христианских алхимиков внешняя сера, вероятно, символизировала любовь к себе, а внутренняя - любовь к Богу, хотя другие алхимики и современные каббалисты не рассматривают это в таком смысле. Сера символизирует страсти, чувства, побуждения. Внутренняя сера означает внутренние побуждения, "истинную волю" гегельянцев и современных оккультистов. Внешняя сера означает внешние желания и интересы. Удаление внешней серы в процессе очищения одухотворяет тело, освобождая его от внешнего, мирских забот и интересов.
Теперь алхимик открыт для свободной игры своих внутренних побуждений. В процессе ферментации духовное тело объединяется с душой. Огненный принцип внутренней серы (душа или истинная воля) действует в духовном теле как фермент или дрожжи, изменяя и окрашивая личность и. превращая ее в "золото". Это опьяняющее подчинение своему истинному внутреннему "я", сопровождающееся мучительным волнением и возбуждением, перерастающим в восторг (Сила в Таро). Современные оккультисты называют фермент "жизнью в виноградном соке" и "присутствием Вакха".
Кроули воспевает Вакха как двуполое существо, одновременно Бога и человека, "упившегося восторгом божественного винограда и не знающего более ни бремени тела, ни томления духа". Обычное "я" мага - "толпа разъяренных женщин, истеричных от неосознанных и неудовлетворенных животных инстинктов; они разорвут в клочья Пентея - простого человеческого царя, стремящегося обуздать их". Лишь Вакх, истинное "я", "превратит беспорядочные метания в маскарад гармоничных движений, обратит вой гиен в симфонию пэана, а безрассудное безумство в контролируемый восторг).
Вакх - "дважды двойной" - бог и животное, женщина и мужчина. Он есть истинное "я", эквивалент Бога или Тетраграмматона, четыре буквы которого представляют две пары противоположностей; а ферментация объединяет эти четыре компонента, если считать, что ртуть представляет собой два из них. Кроме того, некоторые алхимики утверждают, что ртуть и сера - это две пары противоположностей, а не одна. Внешняя ртуть и внутренняя сера, внешняя сера и внутренняя ртуть. Другими словами, все состоит из противоречий, и все, где присутствуют ртуть и сора, объединяет две пары противоположностей, то есть является "дважды двойным".
Вакхическое безумие ферментации приводит непосредственно к возвышению, в котором человек становится Камнем. Алхимики говорят, что материал в сосуде является неустойчивым. Это означает, что возбуждение ферментации зачастую истощается и обрывается безрезультатно. Возвышение может быть достигнуто только в том случае, если жар в печи достигает определенной высоты, если экстаз доводится до высочайшего предела "контролируемого восторга". Тогда Камень начинает сверкать в сосуде красным светом во всей своей славе, и алхимик достигает экстатического единения с божественным. Тело, душа и дух сплавляются в совершенную и вечную гармонию в целостном человеке.
Возвышение соответствует Колеснице в картах Таро - "4", "З" и "2" стали "1". Когда человек становится Камнем или "1", он становится единым со Вселенной. Этот процесс является разновидностью смерти, и алхимик достигает полного магического значения слов, процитированных выше - "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода".
Два последних процесса - умножение и созидание - необходимы, поскольку работа циклична. Бог есть "1", затем "2" как пара противоположностей, затем через объединение противоположностей - "З" или Творец, от которого возникает "4" - творение физической Вселенной. Прервать работу над Камнем на "1" (возвышении) значило бы остановить линию развития Вселенной. Человеческий дух, стремящийся к воссоединению с Вселенной, должен стать частью непрерывного процесса.
В умножении и созидании завершением работы и началом новой является любовь. "Любовь, - говорил Элифас Леви, - один из самых таинственных мифологических образов и величайшая движущая сила, ибо в ней одновременно выражается действие и страсть, пустота и изобилие, выступ и отверстие". В царской свадьбе умножения "1" становится "2", и "2" объединяются - союз Йод и Хе в Тетраграмматоне, Любовники в Таро. Свадьба серы и ртути символизирует плодотворный союз всех противоположностей, объединенных в Камне.
От союза "2" исходит оплодотворяющая сила "З". В процессе созидания (Папа в Таро) Камень соединяется с исходным металлом, что является алхимической параллелью действию Святого Духа, витавшего над водами в Бытии, который одухотворил первоматерию и породил явления Вселенной, с которых начинал алхимик. Труд совершил полный круг.
Некоторые адепты по крайней мере последние стадии работы связывали с астральным телом, намек на существование которого они видели в различии, которое святой Павел делает между телом "душевным" и телом "духовным" - "Сеется тело душевное, восстает тело духовное". Герхард Дорн говорил: "Внутри человеческого тела существует определенная потаенная метафизическая субстанция, известная очень немногим. Она не нуждается в лекарствах, ибо сама есть лекарство". И: "В природных вещах скрывается истина, которую не увидеть внешним взглядом и которая может быть постигнута лишь умом. Философам это было известно, и они обнаружили, что эта сила столь велика, что может творить чудеса... В ней заключено искусство освобождения духа от своих оков", она есть "высшая власть и неприступная крепость, где хранится Философский Kамень".
Некоторые оккультисты и алхимики эпохи Возрождения говорят о том, что сейчас называется астральным телом или астральным светом (вещество, из которого состоит астральное тело), как о "метафизической субстанции" или "истине", воспринимаемой лишь умом. В своей "Оккультной философий" Агриппа утверждает, что душа человека обретает пророческую силу, когда преодолевает привычные рамки и выходит за пределы тела, распространяясь в пространстве, как свет распространяется от лампады. Опыт приходит благодаря "постоянному стремлению к небесам, которое испытывает чистое тело" (Отшельник в Таро) - оно выводит душу за пределы тела и позволяет ей преодолеть пространство и время. Согласно Парацельсу, человек обладает тремя телами (которые соответствуют телу, душе и духу) - "элементальным" или физическим телом, "звездным" или астральным телом и "светящимся телом" или "искрой Божией", которое напоминает "лучезарное „я"" манихеев. Астральное тело спускается со звезд, обрастая слоями, которые добавляются к душе во время ее прохождения сквозь планетарные сферы. Оно "вне измерений Природы". Его "нельзя ни ухватить, ни удержать", оно может "проходить сквозь стены и преграды, ничего не ломая".
Связь астрала с душой, которая находится между телом и духом или телом и сознанием, объясняется природой существ астрального плана, которые, с одной стороны, не материальны, а с другой, не похожи и на ментальные картинки - это нечто среднее. По современной теории, в астральном плане движутся желания, эмоции и чувства. Астральный план так же относится к физическому, как человеческие эмоции к телу. Выше него находится ментальный план, где движутся "духовные" существа. Хотя существа этих планов являются продуктами мысли и в некоторой степени воображения, оккультисты считают, что им свойственно независимое существование (возможно, из практических соображений им удобнее принимать именно это допущение).
Парацельс говорил, что физическое тело мертво, а астральное одухотворенно и летуче. Предполагалось, что поднятие пара от нагретого вещества аналогично процессам, происходящим в человеке, и что получение "духовного тела" при очищении, многократный переход твердого тела в пар и парообразного в твердое тело является дубликатом вхождения в астральный план и возвращения в физической тело. "Первородная грязь" или "внешняя среда", смываемая при очищении, символизирует мелкие поверхностные стремления и интересы, которые привязывают человека к физическому плану. Усиливающийся жар или безумие ферментации и возвышения приводят к тому моменту, когда алхимик наконец вырывается за пределы собственного существа и вступает в вечное единение со Вселенной. Он преодолевает пространство и время. Он вступает в неприступную крепость, где хранится Камень.
|