В 1526 году Атриппа написал своему другу: "Слава Тебе Господи, если в этой сказке есть правда, я богат. Доверенный человек, мой давний друг добыл мне семена золота и посадил их в сосудах с длинными горлышками над моим очагом, разведя в нем огонь не жарче, чём тепло солнца. И как курица дни и ночи напролет насиживает свои яйца, так мы поддерживаем жар в печи, ожидая, когда из сосудов вылупятся огромные золотые цыплята. Если выведутся все, мы превзойдем Мидаса в богатстве или, по крайней мере, в длине ушей..."
Это пренебрежительно-насмешливое отношение к алхимии не разделялось правительствами и королями, которые с неослабевающим энтузиазмом продолжали поиски золота. В конце XVI века сенат Венеции нанял алхимика киприота, чтобы тот восстановил оскудевшую казну республики, но безуспешно. Король Англии Карл II соорудил алхимическую лабораторию под своей спальней, пренебрегая даже мошными взрывами, которые зачастую были единственным ощутимым результатом его алхимических опытов. Король Шотландии Яков IV нанял отважного алхимика, который не только безуспешно пытался изготовить золото, но и предпринимал попытки летать при помощи двух крыльев с перьями. Он спрыгнул с амбразур замка Стирлинг, рухнул на землю и сломал себе ногу. Свою неудачу он объяснял тем, что в крыльях были перья курицы, которая обычно "стремится к навозной куче, а не ввысь". В 1640-х годах из золота, добытого алхимическим путем, были отлиты монеты для датского короля Кристиана IV. Другие монархи тоже отливали деньги и медали из этого материала. В 1675 году в присутствии императора Леопольда I алхимик превратил в золото медь и олово, а через два года этот же адепт превратил в золото серебряный медальон. В 1888 году этот медальон был подвергнут анализу, который выявил необычную силу тяжести этого металла, значение ее находилось между золотом и серебром.
Высшей целью алхимиков являлось изготовление философского камня, который, по их представлениям, обладал властью все превращать в золото. Ж. В. ван Хельмонт, химик XVII века, а также изобретатель термина "газ", описал этот камень в своей книге "О жизни вечной". "Я не раз видел и держал в руках Камень Философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло. Для определенного дела мне была дана четвертая часть зерна, составлявшая шестисотую часть унции. Завернув его в бумагу, я положил его на девять унций ртути, которые нагревались в атанаре, и тут же ртуть, издав слабый звук, превратилась в желтую массу. Расплавив ее на сильном огне, я обнаружил восемь унций без одиннадцати зерен чистейшего золота".
В отличие от ван Хельмонта Гельвеций, признанный авторитет в области медицины, скептически относился к алхимии. В 1666 году Гельвеция посетил незнакомец, показавший ему три кусочка камня, "каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледного серого цвета". После долгих уговоров незнакомец согласился дать Гельвецию кусочек этого материала. Когда Гельвеций пожаловался, что тот слишком мал, незнакомец разрезал его надвое и отдал половину. После ухода незнакомца Гельвеций обернул камень в воск и разогрел его в атанаре с пол-унцией свинца. Он сомневался, что из этого может что-нибудь получиться, однако через четверть часа свинец превратился в золото, высокое качество которого было подтверждено анализом.
Эти сообщения можно считать воплощенной ясностью по сравнению с теми описаниями Камня, которые дают большинство алхимиков. Они говорят, что камень существует повсюду в природе, однако считается бесполезным. Он состоит из животного, растения и минерала; он обладает телом, душой и духом; плоть и кровь его растут и увеличиваются; он создан из пламени и воды. Это камень и не камень, его знают все и никто, им пренебрегают и в то же время он невообразимо ценен, он исходит от Бога и не от Бога. Указания по его изготовлению зашифрованы самыми разнообразными символическими кодами. "Свяжи раба дважды и заточи его трижды", - говорится в книге, приписываемой алхимику и астрологу XIII века Арнальду из Виллановы. "Облачи его в белейшее полотно, а если он непослушен, снова заключи его в темницу. Заставь его признаться. На третью ночь дай ему белую жену. И он оплодотворит ее. И она даст жизнь тридцати сыновьям, которые превзойдут своего родоначальника". Алхимик-розенкрейцер Михаил Майер, умерший в 1622 году, говорил: "От мужчины и женщины сделай круг, потом квадрат, потом треугольник и снова круг, и ты получишь Философский Камень".
Алхимики окутывали процесс производства камня покровом тайны, что нередко смущало других алхимиков и делало их искусство еще более непознаваемым, так как совершавшиеся действия были не только химического, но и мистического свойства. Зачастую алхимия воспринимается как затянувшаяся глупая прелюдия к химии, однако это наименее интересный взгляд на нее. Философский камень не только превращает металлы в золото. Он также совершает духовное преобразование человека из состояния земной нечистоты в небесное совершенство. Некоторые алхимики никогда даже не приближались к лаборатории и осмеивали попытки изготовить золото с целью обогащения, но многие из тех, кто с надеждой трудился над печами и атанарами, полагали, что Камень может быть добыт только теми, кто достиг глубокого понимания сокровенных тайн Вселенной. Эти тайны не могут быть выражены простым языком, и не только потому, что их обладателями станут недостойные. Они могут быть переданы только путем символов и аллегорий, а полный объем их смысла может быть уловлен лишь благодаря мистическому переживанию. Основы алхимии
"Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть". Лука, 17, 21
Алхимия, как и все магические искусства, основана на предположении, что Вселенная представляет собой единство. Основа единства и порядка была обнаружена алхимиками в веществе, называемом первоматерия, в веществе, которое остается неизменным при всем разнообразии. Первоматерия не является материей в точном смысле этого слова, она является ее возможностью. Первоматерия может быть описана лишь в противоречивых терминах. Она не обладает ни свойствами, ни качеством, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в себе возможность всего, что находится в ней в латентном состоянии. Первоматерия - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех характеристик.
Вплоть до XVIII века, а то и позже, алхимики считали, что объект может быть лишен своих свойств и низведен до первоматерии, к которой затем можно прибавить другие, лучшие свойства. Они базировались на распространенной тогда теории материи, развитой Платоном, Аристотелем и дополненной позднейшими философами, - теории четырех элементов. Согласно этой теории., не подвергавшейся сомнениям вплоть до XVII века (когда на нее обрушился с критикой Роберт Бойль), Вселенная создана Богом или менее значительным сверхъестественным существом из первоматерии, которая была им создана или обнаружена. После чего первоматерия была оформлена и одухотворена. Четыре элемента - огонь, воздух, земля и вода - были получены из нее первыми. Каждый из этих элементов содержит два из четырех основных свойств, существующих во всех вещах, - жар, холод, мокрость и сухость. Огонь жарок и сух, воздух жарок и влажен, вода холодна и мокра, земля холодна и суха. Все создано из этих четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них.
Если одно из свойств элемента нарушить, он превращается в другой элемент. Если горячий и сухой огонь теряет свой жар, он становится холодным и сухим и превращается в землю (золу), Когда холодная и мокрая вода нагревается, она становится горячей и мокрой и превращается в воздух (испаряясь).
Эта теория важна для алхимии, поскольку допускает возможность трансмутации. Золото - это соединение четырех элементов в определенной пропорции. Другие материалы являются соединением тех же элементов, но в немного других пропорциях. Изменяя пропорции в этих соединениях, нагревая или охлаждая, высушивая или увлажняя, можно другие металлы превратить в золото.
Современные оккультисты, многие из которых уверены в том, что алхимики преуспели в изготовлении золота, в целом согласны с теорией четырех элементов. "Современные исследования подтверждают старые представления о том, что Вселенная была создана из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли и именно в этом порядке; каждый из этих элементов возникал из своего предшественника и по очереди одухотворялся Словом, вдунутым в них в момент Творения". Но с точки зрения современного оккультизма, четыре элемента представляют собой четыре формы существования энергии. Огонь символизирует электричество, воздух - газообразное состояние, вода - жидкость, а земля - твердое тело. Все объекты существуют в форме одного из этих состояний или соединения их, и одно состояние может быть изменено в другое.
Теоретическая возможность трансмутации была доказана на практике еще ранними алхимиками при помощи тогдашних методов металлообработки. Ремесленники Египта, где незадолго до или сразу после рождения Христа, вероятно, и зародилась алхимия, изготавливали медно-серебряные сплавы, очень похожие на золото, в таком изобилии, что возникла сложная система терминов для различения на рынке разных видов этого "золота". Найденный в Фивах папирус, написанный по-гречески около 300 года н. э., предлагает несколько способов получения золота и серебра из других металлов и утверждает, что полученные металлы будут соответствовать настоящим при проведении любых анализов. И в этом, и в более ранних рецептах акцент делается на цвете металла, на необходимости желтить или белить его, пока он не начнет походить на золото или серебро.
Ремесленники древнего мира стремились подражать Природе, пользуясь сплавами и красками, чтобы искусственно созданные материалы напоминали естественные. Убеждение, что Природе можно подражать, является одной из фундаментальных теорий алхимии, суммированной в максиме "самое естественное и совершенное творение - создать то, что подобно себе". Одновременно с этим существовало мнение о том, что менее ценные или "исходные" металлы являются недостатками Природы. Природа всегда стремится к совершенству, пытаясь создать наилучший металл - золото, наименее подверженный порче и коррозии. Но природные процессы часто сбиваются, и в результате получаются другие, несовершенные металлы. Когда алхимик пытается превратить исходный металл в золото, он полагает, что высвобождает этот металл от примесей и переводит его в более высокое состояние, в то состояние, для которого он был замыслен. Золото алхимика должно быть истинным золотом, и процессы его изготовления копируют те, с помощью которых золото создается в земле.
Алхимики считают, что, работая с металлами, они работают с жизнью. Они не проводят резкого различия между одушевленным и неодушевленным. По их представлениям, все, включая людей и животных, состоит из одних и тех же четырех элементов и является живым (или, как это объясняют современные оккультисты, все содержит энергию). Металлы растут в чреве земли точно так же, как ребенок растет во чреве матери. В немецком справочнике по металлам и горнодобывающему делу, написанном в 1505 году, говорится: "Необходимо заметить, что для роста или зарождения металла должен присутствовать зачинатель и некоторый субъект, способный к восприятию генеративного действия", и более того, "когда в руде присутствуют ртуть и сера, сера ведет себя как мужское семя, а ртуть как женское в зачатии и рождении ребенка".
Параллель между существованием металла и жизнью человека прослеживается во всей алхимии. Это отражает магический принцип, согласно которому все создано по образу человека. Первым важным шагом в работе алхимика является сведение исходного металла к первоматерии. Оно заключается в "убийстве" внешней формы металла и в высвобождении искры жизни, заключенной в ней, точно так же как после смерти душа человека высвобождается из тела. Затем искра жизни соединяется с первоматерией для зарождения "эмбриона" металла, который будет обладать естественным стремлением стать золотом, так как Природа жаждет совершенства. Подкармливаемый должным образом, эмбрион будет расти и наконец родится в атанаре алхимика как совершенное золото, Камень. Этому процессу сопутствуют бесчисленные сложные процедуры, но общая схема именно такова. Алхимики различают "тело" вещества - его негорячую часть, и "дух" - его горячую и летучую составную. Когда дерево "убивается" посредством сжигания, образуются дым и пепел. Пепел - мертвое тело дерева, дым, поднимающийся к небу, - его дух или искра жизни.
Представление о том, что искра божественной жизни, упавшая с небес, заключена во всех объектах материи, унаследовано алхимией от комплекса религиозных и философских идей, популярных в восточном Средиземноморье в эпоху Христа. Этого же мнения придерживались многие гностики, полагая, что душа исходит от Бога через небесные сферы и попадает в оковы материи, например, в тело. То, что в Бытии содержится две разных версии творения человека, подвигло иудейских и гностических комментаторов на размышления о двойственности человеческой природы. С одной стороны, она духовная и божественная по своей сути, а с другой - материальная и земная. Манихеяне, вероятно, воспринявшие идею о божественной искре у зороастрийцев, утверждали, что вначале злые силы Тьмы боролись с божественной сферой Света. Захватив часть света и не желая ее отпускать, темные силы заключили этот свет в созданного ими человека.
Таким образом, божественный свет оказался смешанным с человеческим мраком, свет, который манихеяне называли "живой сутью" или "светлой сутью" - предшественником астрального тела современной оккультной теории. Некоторые христианские гностики называли его искрой или семенем света. В Новом завете он называется пневмой, "дыханием" или "духом".
Греческие философы тоже внесли свой вклад в теорию пневмы. Аристотель говорил, что все на Земле подвержено изменению и старению, поскольку состоит из четырех изменяемых элементов. Он уже знал о неизменности видов. Крыса рождала крысенка, а не черепашку. Сейчас неизменность видов связывается с действием в живых клетках химического элемента, называемого ДНК. Аристотель относил это за счет действия неизменяемой составляющей в человеческом семени - пневмы.
В последние годы до нашей эры и в первые нашей эры философы-стоики следовали этим же путем. Они утверждали, что пневма - это нечто, присутствующее во всех живых существах в дополнение к плотным тканям и жидкостям, из которых они состоят. Пневма движется волнами, подобными звуковым, и может существовать в разных "тонах" или степенях напряжения, по аналогии с барабаном, который издает различные звуки в зависимости от степени натянутости кожи. Такова ранняя форма оккультного представления о вибрирующей Вселенной. Свойства любого существа зависят от степени напряженности волн его пневмы.
Живое тело содержит различные типы пневмы. "Связующая пневма" удерживает вместе его части, "витальная пневма" оживляет его, а "рациональная пневма", пребывающая только в мыслящих существах, обеспечивает его сознанием. Рациональная пневма - стоический эквивалент божественной искры. После смерти тела она возвращается на небо в виде огненного испарения. Небо является универсальной пневмой, веществом, связывающим все воедино, то есть самим Единым.
Алхимики с их антропоморфным взглядом на Вселенную полагали, что вся материя содержит пневму или дух, которые они идентифицировали с ртутью - металлом, принадлежащим богу разума Меркурию. Вероятно, яркость и блеск ртути напоминали заключенный в материю божественный свет, и поэтому ртуть воспринималась как жизненный принцип металлов. Возможно, это произошло еще и благодаря жидкому состоянию ртути. Считалось, что жидкости являются вместилищем жизни - дождь, кровь, сперма, содержание яйца. Если металлы являются живыми объектами, то очевидно, что ртуть - самый живой из них, поскольку она в состоянии двигаться.
Ртуть воспринималась как дух любой отдельно взятой материи, испарение, образующееся при нагревании, иногда ее даже рассматривали как Единого - единство, скрывающееся за всем разнообразием (точно так же по теории стоиков рациональная пневма индивидуальных созданий являлась частью универсальной пневмы). Как и Единый, ртуть соединяет в себе противоположности. Она является и металлом и жидкостью. Она - жидкость, но не намачивает поверхность, на которой пребывает. По этой причине ее называли "мужской-женской" и часто изображали в образе гермафродита. Также ртуть изображалась как козерог, укрощаемый девой, - символ примирения противоположностей; как лев, дерущийся с единорогом, - символ антагонизма противоположностей; как дракон или крылатый змей, что символизирует плотность (змея, земля) и подвижность (крылья, воздух, пар).
Ртуть алхимиков - не обыкновенная ртуть, а философская - идеальное вещество, лишь отдаленно напоминающее металл, существующий в природе. Алхимики верили в существование и других идеальных веществ, черпая подтверждение этому в теории форм Платона, а также в утверждении Аристотеля, который пояснял, что известные нам четыре элемента не являются истинными элементами. Например, воздух в своем истинном виде представляет собой очищенную форму того воздуха, которым мы дышим и в котором содержится смесь всех четырех элементов с преобладанием воздуха.
Значение, придаваемое алхимией ртути, определяется не только классической теорией (которую средневековые алхимики усвоили не непосредственно, а через арабских писателей, переводившихся на латынь, начиная с XII века и далее), но и Библией. Философская ртуть идентифицировалась с Духом Божьим, почивавшим на водах в Бытии. Господь создал первоматерию - пустую зияющую тьму - "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Тьма сгустилась над водами, где летал Святой Дух. Дух оживил водную первоматерию и придал ей форму, содержащую в себе возможность всех вещей. По аналогии с древними мифами, в которых жизнь Вселенной считалась результатом сексуальных взаимоотношений богов, действие Духа воспринималось как оплодотворение. Ортелйй, алхимик конца XVI века, говорил, что дух "навис над ликом вод" и "снес в них семя, оплодотворив их и высидев яйцо, как курица". Считалось, что таким было начало всего последующего творения.
Существовало мнение, что первые главы Бытия содержат в себе все тайны алхимии, и некоторые адепты изобретали процессы, в которых копировались семь дней творения.
Ортелий также утверждал, что "Дух был вдунут во все посредством Слова Божия, и так получил свое воплощение". Это предположение также внесло свой вклад в теорию пульсирующей Вселенной. В Бытии Господь творит, выражая свои распоряжения в словах, а затем вдувая свое дыхание, как Он вдохнул жизнь в ноздри Адама. Произнесение слов или дыхание заставляют воздух вибрировать, и современный автор, процитированный ранее в связи с оживлением четырех элементов "при помощи Слова, вдунутого в них в момент Творения", говорит, что выдохнутое слово создает вибрации, которые пронизывают всю Вселенную. Оккультисты часто связывают дух или божественную искру в человеке с вдохновением - словом, буквальный смысл которого сводится к тому, что в человека что-то вдохнули. Первая глава Святого Иоанна предоставила возможность алхимикам и оккультистам соединить воедино созидательное Слово Божие со Святым Духом Бытия, с жизненным принципом, божественным дыханием, вдунутым в Адама, а также с искрой божественного света, заточенной в материю. "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
Ртуть или "дух" появляется в алхимии в самых разнообразных обличьях. В XII-XIII веках бытовало мнение, что все металлы состоят из ртути и серы. Сера, как легковоспламеняющееся вещество, считалось огненным, активным, мужским началом, а ртуть - водным, пассивным, женским. Иногда и то и другое начала соединялись в двойственной природе самой ртути. Считалось, что идеальное золото, философский камень, является результатом соединения в совершенной пропорции философской серы и ртути. И основной процесс создания Камня заключался в соединении этих двух ингредиентов или в примирении противоположностей.
В IX веке влиятельный арабский алхимик Разес предположил, что в металлах содержится третий, солевой компонент. Эта идея стала чрезвычайно существенной для поздней европейской алхимии, и уже в XVI веке Парацельс утверждал, что все состоит из философской ртути, серы и соли (при этом он не отказывался от теории четырех элементов). "Мир таков, каким его создал Бог. Вначале Он создал тело, состоящее из четырех элементов. Он погрузил это изначальное тело в триединство ртути, серы и соли. Из этих трех веществ и состоит законченное тело. Ибо они формируют все, пребывающее в четырех элементах, они содержат в себе все силы и способности смертных вещей. В них день и ночь, тепло и холод, камень и плод и все остальное, еще не имеющее формы". Попытка примирить 4 (элемента) с 3-мя (ртуть, сера, соль) и 2-мя (противоположности день-ночь и так далее) в единице (философский камень) - одно из основных занятий поздней алхимии.
Соответствуя божественной Троице и тройственной природе человека, современная алхимическая теория тройственна по своей сути. По этой классификации человек состоит из трех основных частей - тела, души (чувства, желания, естественные склонности и пристрастия) и духа (высшие способности сознания- вдохновение, воображение, интуиция, способность к нравственной оценке и суду). В металлах соль представляет собой тело - инертное, пассивное, женское. Огненная сера, соответствуя жарким страстям человека, - душу и мужское. Противоположности серы и соли разрешаются в ртути, которая бисексуальна и соответствует духу или сознанию человека, благодаря которому душевные движения трансформируются в телесные действия.
Это является возвращением к гораздо более раннему разделению человека на плоть, соответствующую связующей пневме стоиков, душу - чувства и страсти (витальная пневма), и дух - рациональная пневма или на высшем уровне - Логос Святого Иоанна, Слово Божие, являющееся Его же Промыслом (Хокмах и Бинах в Каббале). Согласно теории о сошествии души сквозь сферы, дух заключен внутри души. Когда душа снова поднимается после смерти, она один за. другим скидывает накопленные слои или кожи, пока наконец сама душа не отбрасывается прочь и дух не воссоединяется с Богом.
Как и каббалисты, гностики и приверженцы мистических культов считали, что смерть не является обязательным условием воссоединения человека с божественным. В гностической молитве "Спасенные твоим светом" говорится: "Мы радуемся, что ТЫ явился нам в полном своем обличье, мы радуемся, что ты сделал нас богами в наших телах через лицезрение тебя". В мистериях Митры посвящаемый проходил через семь ворот, поднимаясь по семи ступеням, что символизировало восхождение души сквозь семь планетарных сфер. 6 мистериях Йзиды посвящаемый надевал или снимал с себя семь одежд (иногда двенадцать). В обоих случаях результатом инициации было перерождение. Посвящаемый рождался заново Кай Бог. В конце "Золотого осла" Апулея героя посвящают в мистерии Изйды. Он не раскрывает все подробности церемонии и лишь говорит, что приблизился к самый вратам смерти, но получил разрешение вернуться. Затем он появляется, облаченный в двенадцать стол и плащ, на котором вышиты священные животные, плащ этот называется олимпийской столой. Герой увенчан пальмовым венцом, символизирующим лучи восходящего солнца, "...внезапно я предстал перед взорами толпы, как статуя, с которой снято покрывало, облаченный, как Солнце. Это был Счастливейший день моего Посвящения, и я праздную его как день своего духовного рождения..."
Попытка стать богом - Великое Дело как в магии, так и в алхимии. Предположение о том, что человек может достигнуть божественного состояния, продолжая Оставаться в собственном теле, а также взаимосвязь этого процесса с превращением исходных металлов в золото были перенесены '' греко-египетскими алхимиками-гностикамй на основы металлургии древнего Мира. Один из них, Зосима Панополййский из Египта (около 300 г. н. э.), описывал сон, в котором он видел, как священник приносит жертву на куполообразном алтаре, к которому ведут 15 ступеней. Он слышал голос священника, который говорил: "Я совершил труд нисхождения на пятнадцать Ступеней во тьму и труд восхождения па пятнадцать ступеней к свету. Жертва обновляет меня, отметая грубую плоть тела. Так, посвященный, необходимостью, я становлюсь духом". Далее священник говорит, что он перенес невыносимое насилие. Он был расчленен мечом. Кости его были смешаны с плотью и "сожжены в огне очищения". Таким образом через трансформацию тела он стал духом.
Слово, которым назван куполообразный алтарь - фиал - применялось также для обозначения округлого стеклянного сосуда, помещавшегося над дистиллятором для конденсации паров. Вероятно, сон описывает уничтожение "тела" металла путем нагревания и выделение пара - "духа". Но одновременно он символизирует и мистерию посвящения. Нисхождение по лестнице во тьму и возвращение к свету олицетворяет нисхождение и восхождение Души сквозь сферы. Расчленение мечом является псевдосмертью, которая предшествует новому рождению. Горение в огне - очищение от земной Природы и ее трансформация в дух.
Далее в том же сне Зосима видит толпу людей, погруженных в кипящую воду на алтаре. Он видит медного человека со свинцовой таблицей. Наблюдатель говорит ему, что "желающие достигнуть добродетели входят сюда и, лишившись тел, становятся духами". Пробудившись ото сна, Зосима советует читателю построить храм "как бы из белого свинца, как бы из алебастра, который не имел бы ни начала ни конца. И Пусть внутри он походит на источник чистой воды, сверкающей как солнце... Затем возьми меч и найди узкое отверстие, ведущее внутрь храма. Там у входа лежит змея. Схйати ее, убей, освежуй и используй ее тело как ступеньку, ведущую ко входу. Ты найдешь, что ищешь. Медный человек стал серебряным, а если ты захочешь, он станет золотым".
Храм символизировал лабораторию алхимика, алтарь - его оборудование, люди - ингредиенты, которые Превращаются в дух или пары, змея - трудности в работе. Но очевидно, что этот сон имеет более глубокое значение. Современные оккультисты могут интерпретировать храм, не имеющий ни Начала ни конца, как истинное "я", которое вечно, или как тело женщины, содержащее сверкающую воду жизни, божественную искру. Узкий вход напоминает Евангелие от Матфея: "Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их", а змея, охраняющая его, - звериная природа человека, стоящая на пути его духовного роста, но, будучи преодоленной и видоизмененной, она становится важной ступенью к божественному. Проникновение внутрь через узкий вход есть мистическое совокупление или объединение противоположностей, которое предшествует новому рождению посвящаемого.
Алхимия родилась и создавалась там же и в то же самое время, что и Каббала. Сочинения Зосимы дошли до нас лишь во фрагментах, но в ранних комментариях к ним - "Священном Искусстве" Олимпиодора - сказано, что он исповедовал союз с Богом, который является высшей целью каббалистов. Ои говорит, что это требует усмирения страстей и телесного покоя, которого каббалисты пытались достичь своими упражнениями. Он говорит, что алхимик должен взывать к божественному существу внутри себя и что те, кто знает себя, знают и Бога внутри себя. Это соответствует каббалистической доктрине о том, что человек есть форма, таящая в себе Бога. В позднейшей алхимии изготовление философского камня часто изображалось как дерево, подобное Древу Жизни, где ствол и ветви являлись последовательными шагами в работе, как сефироты - ступенями лестницы, ведущей на небеса.
Философский камень есть идеальное золото, платоническая "форма" золота, которое проникает в любое вещество, возвращая его к его собственной золотой природе. Поскольку ранние металлурги, превращая исходный материал в золото, в основном сосредоточивали свое внимание на изменении цвета, зачастую камень называли тинктурой. Зосима говорит, что "наше золото, которое обладает желаемым качеством, может превращать в золото и красить в золото. Вот величайшая тайна - золото становится золотом и делает все вокруг себя золотым". "Наше золото" и есть то, что более поздние поколения называли Камнем. Это божественная искра или Святой Дух в ощутимой форме. Это мистическим образом воплотившийся Единый и это человек как Бог.
|